Норма
по роману Владимира Сорокина

18+

2 часа 30 минут с антрактом

Премьера: Театр на Малой Бронной (ТКЗ «Дворец на Яузе»), 6 ноября 2019 года

Театр на Малой Бронной, Мастерская Брусникина
О ПРОЕКТЕ
Совместный проект Театра на Малой Бронной и Мастерской Брусникина

Первая громкая премьера прошлого сезона в Театре на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова. Максим Диденко, известный своими постановками в Театре Наций, в театре «Практика», Гоголь-центре, других российских и зарубежных театрах, всегда умеющий удивлять своими концептуальными решениями, на сей раз препарирует дебютный роман Владимира Сорокина «Норма» (1979-1983). В нем уже прослеживается фирменный стиль прозы Сорокина: его издевательская ирония, смешение разных литературных жанров. Это роман-деконструкция не только советского уклада, но и советской литературы и слова как такового.

Норма, навязываемая любому советскому гражданину, становится в спектакле ёмким образом. Норма как ярлык, пришитый на «ткань» всего советского, обезличенного быта - с одной стороны, и норма как лозунг любой без исключения эпохи, любого режима.

Спектакль изобилует отсылками к въевшимся в память советским символам и образам: это касается и музыки, переработанной композитором Алексеем Ретинским, и кинохитов, и одежды, ставшей униформой, но тоже измененной и окрашенной в другие цвета усилиями художника Галины Солодовникой. По центру сцены находится огромная, подсвеченная дыра, то становящаяся ярким солнцем, то бездонной дырой, засасывающей героев, то сточной канавой.

Спектакль Диденко - не просто интерпретация романа Сорокина, это еще и постоянный интерактив с залом, где за игрой в советское прошлое легко угадываются «нормы» современной действительности.

Максим Диденко, режиссер: «Этот текст как сверло, которое вынимает метафизическую основу русского сознания. Понятие нормы с одной стороны статичное, но в то же время текущее: норма постоянно меняется, время течет, жизнь идет, мы меняемся и не замечаем, как нормой становится то, что какое-то время назад было невозможно представить. Русский человек привыкает порой к радикальным и ужасающим вещам, и хочется это исследовать. Этот текст как ребус, который хочется разгадать».

Алексей Крижевский, Москвич Mag: «Эту энциклопедию патологий советского человека, в блестящей литературной форме написанную Сорокиным, Диденко выворачивает наизнанку. Вместо того чтобы заставить зрителя два с половиной часа есть «норму» и воплощать на сцене поедание вторичного продукта, постановщик устраивает спектакль-трапезу для ума, глаза и слуха, наполняя сцену яркими цветами костюмов и световыми пятнами, продуманным маппингом и постоянными переменами визуального фона. Режиссер и актеры, говоря обобщенно, передают текст и дух сорокинской иронии через цепочку хитроумно соединенных этюдов, передавая не столько «ужас совка», сколько дух величественного и филигранного стиля, с каким он описан автором литературной основы. Дух, но не букву — это не прямое изложение Сорокина, это спектакль Максима Диденко и двух театральных трупп, к тому же поставленный по инсценировке, специально написанной Валерием Печейкиным».
СОЗДАТЕЛИ
ПРОЕКТА

Максим Диденко
Режиссёр
Команда
  • Режиссер: Максим Диденко
  • Генпродюсер спектакля: Светлана Доля
  • Композитор: Алексей Ретинский
  • Художник-постановщик и художник по костюмам: Галя Солодовникова
  • Драматург: Валерий Печейкин
  • Хореографы: Диана Хусейн, Максим Диденко
  • Музыкальный руководитель спектакля, дирижер, вокал: Ольга Власова
  • РОЛИ: Евгений Стычкин, Мария Лапшина, Василиса Перелыгина, Василий Михайлов, Александр Голубков, Дмитрий Варшавский